Ошо, я слышал… Психолог решил провести эксперимент со своими сыновьями -близнецами. Каждому мальчику предоставили отдельную комнату. В комнату пессимиста Айка отец-психолог принес деревянную лошадку. А в комнату оптимиста Майка – огромную кучу навоза. Не прошло и минуты, как маленький Айк разрыдался: – Плохая лошадка! Не настоящая! А я хотел – настоящую… В это же время, из комнаты Майка, из-за кучи навоза донесся радостный вопль: – Она у меня! Настоящая лошадка где-то здесь! Настоящая лошадка где-то здесь! Я перешел в другую комнату, теперь мои глаза ищут лошадку. Первое, что нужно понять о пессимизме и оптимизме, – они ничем не отличаются друг от друга. Они выглядят по-разному, но не обманывайся видимостью. Это две противоположности одного и того же явления. Пессимист может стать оптимистом, оптимист может стать пессимистом. Пессимист – это просто оптимист, стоящий на голове, и наоборот. Это не два разных человека, это не два разных измерения. Имей в виду: менять одну комнату на другую бесполезно. Выйди из обеих комнат под открытое небо, где не существует ни пессимизма, ни оптимизма. Тебе станет хорошо только тогда, когда не будет ни одного, ни другого подхода, потому что оба они ошибочны. Проанализируй ситуацию. Пессимист продолжает выискивать темную сторону вещей и отрицать более светлую; он принимает только часть истины. Оптимист продолжает отрицать темную сторону вещей и принимает только светлую; и этото же полуправда. Ни один из них не принимает всю истину, потому что вся истина – это и зима, и лето; и бог, и дьявол; и свет, и тьма; и жизнь, и смерть. Вся истина – и то, и другое. И пессимист, и оптимист делают одно и то же упражнение – отрицают одну половину и принимают вторую. Вторая половина настолько же ущербна, что и первая; нет никакой разницы. Если пессимист заблуждается, то заблуждается и оптимист. Ни один из них не готов принять истину такой, какая она есть. Они выбирают. Выйди из обеих комнат под чистое небо сознания. Не выбирай. Пусть истина будет такой как есть. Не пытайся перекрашивать ее в соответствии со своим настроением. Прими ее как факт, не вноси своего настроения. Не смотри из надежды, не смотри из разочарования. Не будь позитивным и не будь негативным – это самый высокий уровень сознания из всех возможных. Но оптимизм привлекателен, потому что весь мир, так или иначе, в основном пессимистичен. Люди ходят с хмурыми лицами, они всегда жалуются и ворчат. Встретить оптимиста очень приятно. Люди всегда говорят о шипах; встретить кого-то, кто говорит о цветах и ароматах, – большая удача. Но и оптимист так же заблуждается. Позвольте рассказать вам анекдот. Однажды я посетил больницу, в которой после автомобильной аварии лечился Мулла Насреддин. И я спросил Муллу: – Как самочувствие? Наверное, все эти переломы и раны причиняют тебе невыносимую боль. Ты очень страдаешь? – Да нет, не очень, – сказал Насреддин. – Только когда смеюсь. Приятно встретить такого человека. Он встречается редко, но он заблуждается в такой же степени, что и более распространенная разновидность – пессимист. Девяносто девять человек из ста – пессимисты. Они ищут страдания, ожидают страдания. Они убеждены, что, как бы все ни сложилось, все равно все кончится плохо. Они к этому готовы. Если этого не случится, они будут разочарованы. Они всегда ждут отрицательного, негативного; они во всем видят темную сторону. Эти люди, безусловно, заблуждаются, но именно из-за этих людей – а таких большинство – возможно другое, более редкое явление: человек, ищущий утро, ищущий молнию на фоне темных туч. Когда ночь очень темна, он ждет, потому что он знает, что утро уже близко. Он всегда полон надежды. Но я снова повторю, что оба они не правы, потому что жизнь не черная и не белая. Фактически, жизнь серая. В одной крайности она кажется белой, в другой крайности она кажется черной, но посередине между крайностями – целая гамма полутонов, оттенков серого. Человек, который понимает оба подхода, становится не выбирающим . Он не оптимист и не пессимист. И вы не найдете его ни в одной из комнат. Вы не увидите его несчастным, и вы не увидите его в состоянии чрезмерного энтузиазма. Это цель будд: они не в агонии и не в экстазе. Они не знают никакого волнения; они просто в молчании, в покое. Именно в этом состоит блаженство, сат- чит- ананд . Блаженство – это не счастье, потому что в счастье есть определенное волнение – счастье лихорадочно. Рано или поздновы от него устанете, оно не естественно. Рано или поздно вам придется оставить его, придется стать несчастным. Блаженство – ни то, ни другое; оно не отрицательно и не положительно. Оно трансцендентно. Оно за пределами двойственности. Человек блаженства остается в покое, в молчании, в равновесии. Что бы ни случилось, хорошее или плохое, он принимает все, потому что он знает, что жизнь – это все. Это настоящий человек. У него нет никакого подхода к жизни. Если ты долго был пессимистом, очень легко стать оптимистом: однажды ты сознаешь, что напрасно живешь в несчастье, в страдании, и ты изменяешь свою роль. Ты становишься оптимистом. Но так ты просто переходишь из одной крайности в другую. Позвольте рассказать вам анекдот. Мулла Насреддин пришел в большой магазин, чтобы купить чулки для своей жены. По неосторожности он попал в давку у прилавка, где была распродажа.Он оказался в самой гуще обезумевших женщин, которые толкали его и наступали ему на ноги. Мулла терпел, сколько мог, но потом, пригнув голову и расставив локти, стал расталкивать толпу. – Эй вы! – вскрикнула одна из женщин. – Вы что, не можете вести себя как джентльмен? – Нет! – сказал Насреддин. – Я вел себя как джентльмен целый час. Теперь я веду себя как леди. В какой-то момент человеку надоедает одна и та же роль. Пессимист однажды сознает: «Зачем? Зачем видеть темную сторону? Зачем считать шипы вместо роз?» Он забывает про шипы, он начинает считать розы, но то и другое –полуправда. Он переместился от одной полуправды к другой. Целое остаетсятак же далеко, как и раньше. Розовый куст – это и шипы, и розы одновременно. Они существуют вместе. Они не против друг друга, они не враги. Фактически, шипы охраняют розы. Все они часть розового куста, его существа. И так же в жизни. Хорошее и плохое существуют вместе, рождение и смерть существуют вместе. Настоящее понимание– это когда ты понимаешь эту полярность. И, понимая ее, ты выходишь за ее пределы. Тогда наступает покой – потому что нет причины для счастья и нет причины для страдания. Помни: если ты счастлив, где-то в глубине бессознательного ты по-прежнему несешь возможность страдания, потому что счастье возможно, только если есть страдание. Обе эти возможности существуют вместе. Их нельзя разделить. Это две стороны одной монеты. И если ты выбросишь одну сторону монеты, ты выбросишь и другую. Если ты сохранишь одну сторону монеты, сохранится и другая. Если на уровне сознательного ума ты станешь пессимистом, то будешь оптимистом в своем бессознательном. Если ты оптимист на сознательном уровне, то будешь пессимистом в бессознательном. Счастье, страдание – они существуют вместе. Ты можешь в любой момент изменить свою роль. И люди продолжают изменять свои роли: утром вы оптимисты, к вечеру – пессимисты. Именно поэтому нищие ходят просить милостыню утром – утро делает многих людей оптимистами. К вечеру человек успевает узнать жизнь, и он становится более пессимистичным – усталым, злым, разочарованным. Вечером нищие не ходят просить милостыню – кто им подаст? Утром люди более открыты, утреннее солнце снова дарит надежду. Ночь прошла: «Может быть, сегодня что-нибудь случится». Утром люди настроены более позитивно. К вечеру они превращаются в пессимистов. В течение одного дня ваша роль меняется много раз. Будь немного внимательнее, и ты увидишь. Минуту назад ты был оптимистом, в следующую минуту становишься пессимистом. Любая мелочь: перемена погоды, перемена в отношениях, чей-то случайный жест – может заставить тебя изменить свою роль. Ты никогда не замечал? Ты сидишь и грустишь, и вдруг кто-то пришел, и этот «кто-то» – веселый человек – он смеется и шутит, – и ты забываешь свою грусть и тоже начинаешь смеяться. Ты смеялся, но пришли другие друзья, которым грустно, и ты перенимаешь их настроение… Насколько я вижу, каждый человек рождается с обеими возможностями. Вы должны выйти за пределы обеих, вы должны увидеть тщетность обеих. Именно это и есть состояние тишины – полное отсутствие двойственности. Поэтому, пожалуйста, избегайте крайностей. Их следует всегда избегать, потому что крайности лежат в основе всякой неправды. Собственно говоря, в мире нет лжи; есть только правда и полуправда. Все полуправды – ложь. Правда же целостна. Ум склонен всегда двигаться к крайности – вы то поднимаетесь высоко навершину, то спускаетесь на самое дно: вверх-вниз, вверх-вниз. Вы живете как игрушка йо-йо и никогда не сознаете, что обе крайности бесполезны. Как маятник в старинных часах, вы раскачиваетесь от одной крайней точки кдругой. Как только маятник останавливается посередине, часы останавливаются. Как только вы останавливаетесь посередине, время исчезает. Тогда вы больше не часть этого мира. Часы остановились… теперь вы – часть вечности. Посмотрите, как качается маятник – влево-вправо, влево-вправо. Происходит очень странная вещь. Когда маятник движется вправо, вам кажется, что он движется вправо. Но спросите экспертов по механике: они скажут, что, когда маятник движется вправо, он приобретает инерцию для движения влево; когда он движется влево, он приобретает инерцию для движения вправо. Поэтому, когда вы несчастливы, вы приобретаете инерцию для того, чтобы быть счастливым. Когда вы счастливы, вы приобретаете инерцию для того, чтобы быть несчастным. Когда вы любите, вы приобретаете инерцию, чтобы ненавидеть, а когда ненавидите – чтобы любить. Как только вы понимаете этот тонкий механизм – понимаете, что ум склонен всегда двигаться к крайностям, – вы перестаете сотрудничать с умом. Пессимист и оптимист, они оба – внутри ума; настоящий человек понимания –за пределами ума. Не забывай: надо остановиться посередине. Это принесет равновесие, это принесет центрированность. Впервые ты будешь спокоен и собран, и ты сможешь принять и то, и другое. Твоя способность принимать станет тотальной. Ты не будешь злиться из-за того, что существуют шипы, и не будешь терять голову от радости, потому что существуют розы. Ты будешь понимать, что и то и другое есть, и то и другое хорошо, и то и другое необходимо. Но ты останешься невозмутимым, незатронутым – тебя не тронут ни шипы, ни розы. Это и есть цель. Ошо

Теги других блогов: психология пессимизм оптимизм